2012-03-04

О бесплатном транспорте

Меня пугает идея о введении бесплатного транспорта в нынешнем её виде. Если я правильно понимаю, то планируется его сделать бесплатным только для жителей Таллина.
Таким образом получается, что город просто увеличит свои расходы на транспорт, а люди будут привыкать к халяве. Но если когда-нибудь денег будет не хватать и эту дотацию сократят, то народ будет обманут и обижен. При том, что кризис, цены растут и так далее, нельзя приучать людей к халяве. За всё надо платить самим. Пусть не полную цену, но хотя бы часть.

В то же время, и сократить расходы Таллин тоже не сможет. Так как проезд будет бесплатным не для всех, сокращать контролёров и упразднять билеты тоже нельзя. Но приносить денег вся эта система будет гораздо меньше.

Получается примерно такой список:
1. Проезд для таллинцев бесплатный - +1
2. Люди привыкают к халяве - -1
3. Расходы города растут - -1
4. Контролёры и билеты сохраняются - 0
Ценность идеи: -1

Однако, можно попытаться придать этой идее больше смысла. Если сделать проезд бесплатным совсем, то можно добиться следующего:
а. можно сократить всех контролёров, билетную систему и всех, кто ей занимается;
б. более важное: можно в туристических рекламах Таллина за границей использовать бесплатный транспорт как дополнительный аргумент.
И не так важно, что транспорт у нас пониженной кайфовости. Пусть приедут один раз, а там уже видно будет. Кому Таллин понравится - тот и в следующий раз приедет. Кому не понравится - ну и ладно, одними автобусами повторно не заманишь.
И вот рост доходов от туризма может хотя бы частично покрыть возросшие расходы на транспорт.

Можно извратиться и вообще всю идею трансформировать в бизнес-проект: "Для привлечения дополнительных туристов мы делаем весь транспорт бесплатным! Ну а то, что и таллинцы будут ездить бесплатно -  это бонус." По-русски этот бонус называется синергией.

Список трансформируется в такой:
1. Проезд для таллинцев бесплатный - +1
2. Люди привыкают к халяве - -1
3. Расходы города растут - -1
4. Контролёры и билеты упраздняются - +1
5. Количество туристов растёт - +1.
Ценность идеи: +1

Вот так лёгким движением мысли дешёвый, точнее дорогой, популизм превращается в проект по развитию экономики и улучшению качества жизни.

З.Ы. Дорогие друзья-центристы, если вам кажется, что в данном опусе есть какое-то рациональное зерно, то смело заимствуйте идеи, в нём изложенные, передавайте их своему начальству, делайте жизнь людей лучше и т.д. Тут полнейший копилефт. Не надо ни ссылок, ни цитирования. Берите и пользуйтесь.

2 комментария:

Juri P. комментирует...

Для меня вот не совсем очевидно, почему в данном случае 1+1-1=1, а не 1а+1б-1в=Х. Почему привыкание людей к халяве и расходы города равноценны?
Почему расходы города равны 1 в обоих вариантах, в то время как во втором варианте расходы больше (точнее, доходы меньше, с чего бы расходы-то увеличивались?).
Почему взяты только 4-5 факторов и не учтено, например, то, что с новой системой билетов можно будет анализировать поток пассажиров и оптимизировать маршруты, что без билетов сделать нельзя?

Короче, результаты "-1" и "+1" притянуты за уши, ИМХО.

Sanja комментирует...

На научный труд, чтобы быть всеобъемлющим, эта заметка и не претендует. Думаю, некоторая степень притянутости вполне допустима.

На счёт недополученной прибыли. Я не знаю точно, но думаю, что среди пассажиров таллинцев процентов 90%. Конечно, это не точно, но оставшиеся примерно 10% едва ли имеют принципиальное значение.

Ну и про новую билетную систему. Я так понимаю, что она стоит Таллину 2,5мЕ и 1,26мЕ в год. За такие деньги можно достаточно много лет просто заказывать исследования рынка.